Важнейшими задачами, стоящими перед выпускниками 9-х классов, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения.
Их жизнь насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.
Необходимость и важность психологической подготовки учащихся к ОГЭ обусловлена рядом причин:
- наличие ряда особенностей самого ОГЭ, требующих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;
- необходимость сохранения здоровья выпускников, как физического, так и психологического;
- нереалистичность установок, необъективность представлений о ОГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.
Большое внимание на этапе подготовки детей к ОГЭ я уделяю снижению тревожности. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ОГЭ, как форма экзамена появился сравнительно недавно и каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе подготовки детей к ОГЭ позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, кроме того с его помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Основным блоком сопровождения выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения, формирование позитивного образа «Я», повышение самооценки и уверенности в себе, так как уверенность в себе, в свои силы является ключом к успешной сдаче экзамена. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к ОГЭ позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
А сейчас я расскажу главные правила успеха на ОГЭ:
- Помни о ОГЭ, когда учишься, но учись не ради ОГЭ;
- Учись осмысленно и действуй себе на пользу;
- Занимайся регулярно: чем чаще ты повторяешь какие-то действия, тем лучше ты их осваиваешь;
- Тренируйся, пробуй;
- Когда пройдешь пробные экзамены, подумай, чем объясняются твои ошибки и правильные ответы;
- Спроси учителей и выпускников предыдущего года о типичных ошибках на ОГЭ. Избавляйся от того, что приводит к ошибкам, и развивай все то, что тебе помогает;
- Дели подготовку на небольшие выполнимые шаги;
- Ставь перед собой конкретные цели, каждую из которых можно достичь за день;
- Используй приемы быстрого освоения материала;
- Освой приемы совладания с волнением;
- Используй поддержку и опыт взрослых;
- Избавляйся от «похитителей времени» — блуждания по интернету, видеоигр, длительного пребывания в социальных сетях.